Забыли пароль?Регистрация
Пароль будет выслан вам по почте
 

Прокурор разъясняет

20.06.2019.

 

 

 

 

Осуществление надзора в сфере защиты прав предпринимателей(1)

 

Бабушкинской межрайонной прокуратурой в рамках надзорной деятельности проводятся проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав предпринимателей.

В 2018 году прокуратурой в указанной сфере выявлено 20 нарушений законодательства, принесено 2 протеста, внесено 12 представлений, в результате рассмотрения которых 6 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 2 лица привлечено к административной ответственности.

Регулярно выявляются случаи проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по обращениям граждан, сотрудниками территориальных органов исполнительной власти, не уполномоченных на проведение указанных проверок. Вследствие чего, в случае допущения нарушений законодательства предусмотренная законом ответственность не наступает, права граждан остаются незащищенными.

Кроме того, обращения граждан о нарушении прав юридическими лицами в соответствующие контролирующие органы в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в целях проведения проверок в семидневный срок в ряде случаев не направляются, что влечет отсутствие надлежащего компетентного контроля за деятельностью указанных юридических лиц и нарушение прав предпринимателей ввиду нарушения процедуры согласования внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявлены нарушения в сфере исполнения природоохранного законодательства (2)

 

Бабушкинской межрайонной прокуратурой по обращению гражданина проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ИП Андреевой М.В., осуществляющей деятельность по нанесению информации рекламного характера на пластиковом носителе. В помещении производственного назначения имеется стационарный источник выбросов в атмосферный воздух – вытяжная система из производственного помещения.

В рамках проверки ГПБУ «Мосэкомониторинг» был произведен отбор проб промышленных выбросов от источника промышленных выбросов – вытяжной системы из производственного помещения. По результатам исследования зафиксирован выброс загрязняющих веществ в отходящих газах.

В нарушение п.1 ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7, ст.ст. 14, 15, 22, 30, Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ИП Андреевой М.В. осуществляются выбросы вредных веществ в атмосферный воздух без специального  разрешения, проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не разрабатывался, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не получалось.

         По результатам проверки в адрес индивидуального предпринимателя внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено.  Индивидуальный предприниматель привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст.8.21 КРФоАП, назначен штраф в размере 30 000 рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции (3)

 

Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции является одним из приоритетных направлений прокурорского надзора.

В рамках осуществления надзора в рассматриваемой сфере прокурором систематически проводятся проверки исполнения требований законодательства о представлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей предусмотрена ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять, в том числе:

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы; лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации, и занимающие указанные должности;

3) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и занимающие данные должности;

4) граждане, претендующие на замещение и занимающие должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

5) граждане, претендующие на замещение и занимающие должности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

6) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, граждане, занимающие указанные должности;

7) граждане, претендующие на замещение и занимающие должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

8) иные категории лиц, указанные в ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460.

За истекший период 2019 года межрайонной прокуратурой при проведении проверок исполнения требований законодательства о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлено 33 нарушения.

В ходе проверки справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлено, что в нарушение            ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», требований указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 в справках сотрудников содержатся неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц, их супругов, в частности не указаны все имеющиеся у служащего банковские счета, не содержится информации о полученном доходе от вкладов в банках и иных кредитных организациях, о полученном доходе от продажи автомобиля и т.п.

По фактам выявленных нарушений межрайонным прокурором в 2019 году в адрес уполномоченных лиц внесено 2 представления. Представления рассмотрены с участием представителя прокуратуры, по результатам рассмотрения в настоящее время 15 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Выявлены нарушения трудового законодательства (4)

 

Бабушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка по обращению работника ООО «АВЕКО-ТРЕЙД» о нарушении работодателем трудового законодательства в части обязательного страхования работников.

В ходе проверки доводы заявителя подтвердились.

В соответствии с действующим законодательством работодатель обязан осуществлять социальное страхование работников, а также, как страхователь, в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с перечислением страховых взносов в указанных фонд.

Установлено, что ООО «Авеко-Трейд» в период с 2015 по 2017 год за работника, обратившегося в прокуратуру с заявлением, не осуществлялась уплата соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, были допущены нарушения трудового законодательства.

Установлено, что трудовой договор с  работником был расторгнут  до истечения срока, установленного ч. 2 ст. 180 ТК РФ, а также в отсутствие согласия на расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Также в нарушение требований ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, работодателем заработная плата выплачивалась несвоевременно, реже, чем каждые полмесяца.

По результатам проведенной проверки в отношении юридического и должностного лица Общества межрайонным прокурором возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 6 ст. 5.27 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в            г. Москве. В  адрес генерального директора внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, нарушения устранены,  задолженность по уплате страховых взносов за работника погашена в полном объеме, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании (5)   

      

Бабушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы в связи с поступившими обращениями граждан о невыплате заработной платы проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ООО «СМП-СВЯЗИ».

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации,  в ООО «СМП-СВЯЗИ»  имеется  задолженность по выплате заработной платы  перед 37 работниками за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль, март 2019 года.

Межрайонной прокуратурой в интересах обратившихся работников предъявлены иски в Бабушкинский районный суд г. Москвы о взыскании образовавшейся задолженности по заработной плате, компенсацию за задержку выплаты окончательного расчета в соответствии со ст. 236 ТК РФ на день вынесения решения.

В адрес генерального директора Общества внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения представления частично погашена задолженность по заработной плате в размере более 2 млн. рублей, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.  Юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, материалы прокурорской проверки направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании руководителя организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Защита трудовых прав граждан (6)

 

 

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

 Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

         По результатам проведенных проверок соблюдения трудового законодательства в части своевременности выплаты заработной платы межрайонной прокуратурой предъявлено в суд предъявлено 56  исковых заявлений (в том числе заявлений о выдаче судебных приказов  о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы) на сумму 4 495 тыс. руб., которые рассмотрены и удовлетворены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приняты меры в сфере соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения (7)

 

На постоянной основе межрайонной прокуратурой проводятся проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.01.1995 г. «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196), безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Участником дорожного движения выступает лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Так, в соответствии со ст. 23 ФЗ № 196, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Требованием ст. 23.1 ФЗ № 196 предусмотрено следующее.

Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Право на управление транспортным средством подтверждается соответствующим удостоверением – водительским удостоверением, в соответствии с п. 4 ст. 25 ФЗ № 196.

Требованиями ст. 28 ФЗ № 196 установлены основания для прекращения действия права на управление, так основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, Федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от отсутствия у водителя (кандидата в водители) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

В соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», наличие у гражданина заболевания «наркомания», «алкоголизм», являются препятствием для управления им авто- и мототранспортных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г.               № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортных средств», утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, к которым в соответствии с частью II п. 7, к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10: F10 – F16, F 18, F19).

Межрайонной прокуратурой в рамках осуществляемой надзорной деятельности выявлены обстоятельства, при которых установлены противопоказания к управлению транспортным средством у отдельных гражданин, наделенных  правом управления транспортными средствами, которые могут  привести к нарушению прав иных участников дорожного движения.

По результатам проведенных проверок в 2018 году межрайонной прокуратурой предъявлено в суд 26 административных исковых заявлений о прекращении действия права на управление транспортными средствами граждан, имеющих медицинские  противопоказания к управлению транспортными средствами, страдающих заболеваниями, связанными с употреблением психоактивных веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Надзор за исполнением законодательства о противодействию терроризму (8)

 

Одним из приоритетных направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законодательства о противодействии терроризму.

Правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к деятельности по противодействию терроризму относится в том числе  деятельность органов государственной власти по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Бабушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства в указанной сфере.

В рамках осуществления надзора межрайонной прокуратурой на основе анализа состояния законности проводятся проверки исполнения территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления вышеуказанных требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе полноты принимаемых профилактических мер.

Особое внимание уделяется обеспечению надзора за исполнением законодательства в деятельности подразделений ГУ МВД России по г. Москве, в том числе за своевременностью, полнотой и законностью принимаемых ими мер.

Наиболее актуальные вопросы противодействия терроризму обсуждаются в рамках межведомственной рабочей группы, действующей в межрайонной прокуратуре на постоянной основе.

Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов.

В настоящее время такие требования установлены для мест массового пребывания людей, торговых объектов, учреждений образования, здравоохранения и др.

Бабушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы проводятся проверки соблюдения требований антитеррористической защищенности на указанных объектах.

Наиболее часто выявляемыми нарушениями в ходе проверок являются нарушения требований к паспорту безопасности (антитеррористической защищенности), установленные постановлениями Правительства Российской Федерации (отсутствие паспорта, неактуальность содержащихся в нем сведений), а также требований к видеонаблюдению, отсутствие физической охраны объектов.

По всем фактам выявленных нарушений принимаются меры прокурорского реагирования.

Всего за истекший период 2019 года Бабушкинской межрайонной прокуратурой  г. Москвы в сфере противодействия терроризму по результатам проведенных проверок выявлено 20 нарушений, внесено 8 представлений, к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения представлений привлечено 6 должностных лиц.

В настоящее время работа в указанном направлении продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

Другие материалы

Страница создана: 20.06.2019  |  00:00

Страница изменена: 20.06.2019  |  22:24