Забыли пароль?Регистрация
Пароль будет выслан вам по почте
Безопасность и правопорядок  /  Прокурор разъясняет  /  К 25-летию Конституции Российской Федерации
 

К 25-летию Конституции Российской Федерации

10.12.2018.

К 25-летию Конституции Российской Федерации

Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования. 25 декабря, в день официального опубликования, высший нормативный правовой акт Российской Федерации  вступил в силу.

Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти, закрепила принцип разделения властей, основы общественно-экономического строя государства, права и свободы человека закрепила в качестве высшей ценности, а в целях обеспечения свободы развития гражданского общества  - все формы собственности.  

Конституция 1993 года закрепила основу конституционного строя в области государственного устройства. Основой федеративного устройства Российской Федерации объявлена её государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

За 25 лет в Основной закон был внесен ряд поправок в части уточнения названий отдельных субъектов Российской Федерации, укрупнения субъектов Российской Федерации, увеличения сроков полномочия президента и Госдумы, расширения полномочий Госдумы в сфере контроля над исполнительной властью, в частности была установлена норма, обязывающая Правительство Российской Федерации ежегодно отчитываться в Госдуме об итогах деятельности.

В 2013 году в Конституцию Российской Федерации внесена поправка, в соответствии с которой на базе Верховного и Высшего арбитражного судов создан объединенный Верховный Суд Российской Федерации.

В 2014 году в состав субъектов Российской Федерации, установленный Конституцией, вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь.  

Кроме того, поправки коснулись вопросов формирования Федерального Собрания Российской Федерации, назначения заместителей Генерального прокурора Российской Федерации и прокуроров субъектов Российской Федерации. Так, с указанного времени  заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, а прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации.

Таким образом, Конституция охватывает все сферы общества, регулирует базовые основы общественных отношений (экономических, социальных, политических, духовных), а самое главное, что всех законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Строгое и точное её соблюдение – это наивысшая норма поведения для всех граждан и общественных объединений.

 

Противодействие коррупции: основные понятия и принципы

 

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии с настоящим Федеральным законом под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17.01. 1992  № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

В основном прокурорами выявляются нарушения, связанные с неисполнением государственными и муниципальными служащими обязанностей, несоблюдением ими запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством. К ним относятся, в частности: непринятие мер по урегулированию конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; непредставление или представление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; несоблюдение требований закона о контроле за расходами.

Под конфликтом интересов понимается  ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность – это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

Представитель нанимателя/работодатель, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Предотвращение и урегулирование  конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим дисциплинарную ответственность, в том числе его увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия могут повлечь и такие нарушения антикоррупционного законодательства как непредставления служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, сокрытие фактов приобретения имущества, транспортных средств, ценных бумаг и т.д., представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о конфликте интересов, о несоблюдении антикоррупционных запретов и др.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» относит принятие мер, направленных на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Борьба с коррупцией заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в превентивной работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, на формирование антикоррупционного поведения гражданина.

Практика показывает, что цели предупреждения правонарушений, прежде всего, достигаются обучением граждан самостоятельному применению законов для защиты своих прав и отстаивания своих интересов.

Одной из основных задач действующего Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы является повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания.

В этой связи Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработан ряд тематических информационно-разъяснительных материалов, направленных на повышение уровня правосознания граждан (памятки, буклеты, короткометражные видеоролики о негативных последствиях коррупционных действий, а также компьютерный программный продукт с образовательным наполнением в виде игрового тестирования).

Электронная версия материалов размещена на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в разделе «Противодействие коррупции» по адресу: www/genproc.gov.ru/antikor/.

.

Прокуратурой города Москвы проводится региональный конкурсный отбор кандидатов в абитуриенты  для направления на целевое обучение в институты прокуратуры: Институт прокуратуры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина  и юридический факультет Университета прокуратуры Российской Федерации (далее - институты прокуратуры).

 Институты прокуратуры осуществляют целевую подготовку специалистов для работы в органах прокуратуры по очной форме обучения по направлению подготовки «Юриспруденция» по программе бакалавриата и по направлению подготовки «Судебная и прокурорская деятельность» по программе специалитета.

 Для участия в конкурсном отборе кандидатам в абитуриенты институтов прокуратуры необходимо иметь гражданство Российской Федерации, место жительства и  регистрацию в г. Москве, только отличную и хорошую общеобразовательную подготовку, хорошее состояние здоровья, высокие нравственные качества, желание  и мотивацию к работе в органах прокуратуры.

Конкурсный отбор кандидатов в абитуриенты проводится в количестве, необходимом для обеспечения прокуратурой г. Москвы регионального конкурса в указанные учебные заведения.

Кандидаты, зарегистрированные и проживающие в других регионах страны, должны обращаться в прокуратуры субъектов этих регионов (например: жители Московской области – в прокуратуру Московской области, жители Рязанской области – в прокуратуру Рязанской области и т.д.).

Подробная информация о конкурсном отборе и номера телефонов, по которым можно записаться на прием для собеседования и подачи документов,  размещена на официальном сайте прокуратуры г. Москвы mosproc.ru  в сети Интернет в рубрике «Подготовка кадров. Абитуриентам».

 

Из истории органов прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;

- поддержание обвинения на суде;

- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

- надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;

- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

- надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;

- общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры.

В 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Другие материалы

Страница создана: 10.12.2018  |  00:00

Страница изменена: 10.12.2018  |  21:36